Русский художник-примитивист, теоретик искусства, педагог, один основоположников модернизма 20 века.
Участвовал во многих выставках авангарда: "Современные течения в искусстве" (1908), "Союз молодежи" (1910, 1911), "Der Sturm" (Берлин, 1912), "Der Blaue Reiter" (Мюнхен, 1912), "Выставка живописи 1915 г. (1915), выставок объединения "Мир искусства" (1911-1913).
Один из организаторов объединений "Бубновый валет" (1910-1911), "Союз молодежи" (1910, 1911), группы "Ослиный хвост" (1912). Вместе с И. Зданевичем выступал с манифестами "Почему мы раскрашиваемся?" (1913) и "Да-манифест" (1914). Создатель собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве.
Самостоятельно и совместно с супругой, художницей с
Натальей Гончаровой оформилял книги футуристов (в том числе
Велемира Хлебникова и
Алексея Крученых.
В 1915 г. по приглашению
Сергея Дягилева вместе с женой уехал в Швейцарию. С 1918 г. постоянно жил в Париже.
Работал как сценограф, иногда выступал одновременно как сценарист и сопостановщик-хореограф, оформлял спектакли "Русского балета" Дягилева, выступал как график и книжный иллюстратор. К началу 30-х годов вернулся к предметной живописи. Автор книги о русском балете, воспоминаний о С. Дягилеве, П. Пикассо,
И. Стравинском.
Скончался И.Ф. Ларионов 10 мая 1964 года, похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен (Валь-де-Марн) под Парижем, рядом с Натальей Гончаровой.