Андрей Жуков. ГОЛГОФА НА ТВЕРСКОЙ
|
"Человека, которого действительно можно назвать русским, встретить
нелегко. Русских остались единицы. Москва совсем нерусская. Ну вот живешь
себе в иностранном городе, что с того? Пошел за тетрадками в "Детский
мир", а там продают "мерседесы". На улице тут же американские украинцы
(издают на русском языке, правда) "Что кроется за "новым мировым
порядком?" Открыл: борьба протестантов с католиками под экуменическим
соусом. С одной стороны — глобус, с другой — Буш, грозящий пальцем
читателю. То есть мне, что ли? Бросил в урну. Кричат: "Безплатно!
Безплатно!" ...Иду в мастерскую и чувствую, что не скрываю гримасу
отвращения. Стоит дитя гор и жует — очень смешно... Надоело наблюдать, как
всякие тайные доктрины превращаются в отрыжку сына гор". Запись из
дневника Сергея Шерстюка. Сделана 14 сентября 1992 года.
У этой книги три главных героя. Автор — известный московский
художник-гиперреалист Сергей Шерстюк. Его жена — прима ефремовского МХАТа,
русская актриса Елена Майорова.
И страна — вначале СССР, потом Россия девяностых годов минувшего XX
века, где суждено было жить и умереть Шерстюку и Майоровой. Двух главных
героев уже нет в живых. Елена Майорова трагически погибла (при до сих пор
невыясненных обстоятельствах) 23 августа 1997 г. Ровно через девять
месяцев — 23 мая 1998 г. — умер от рака Сергей Шерстюк. Жива ли еще Россия
(или то государственное образование, которое в официальных документах
именуется "Российской Федерацией")?
"Украденная книга" — это невымышленная история, то, что ныне
именуется non-fiction, составленная из хронологически упорядоченных
дневниковых записей, сделанных Шерстюком в 70-90-е годы уже прошедшего
века. Из этого своеобразного дневника-романа, от которого невозможно
оторваться, каждый может выудить все что угодно: здесь и последняя в XX
веке история любви, несущая в себе неизбывный метафизический трагизм,
столь странный и нелепый в обмельчавшем современном мiре, и
маргинально-богемный мир киевско-московского "андеграунда", и различная
"бытовуха", иногда смешная, иногда печальная... Для нас самым главным и
интересным представляется историософская составляющая дневников.
Своеобразный анамнез, история болезни страны и общества, точно и жестко
осмысленная стенограмма того, что наблюдал Шерстюк из окна своей квартиры
на Тверской, видел на улицах, смотрел по ТВ.
Шерстюк просто брал материал, лежавший у него под ногами, думал о
нем, а мысли свои скачивал в дневник. Они-то, эти мысли, и являются
главным событием "Украденной книги". "Советская власть взорвала Страстной
монастырь и построила на его месте кинотеатр "Россия"; наша же власть
открыла там казино "Каро" и "Партийную зону", откуда по ночам транслируют
патлатых, косноязычных и отвязных дегенератов,— сбылась мечта хипов. И
мечту эту осуществили паскудные комсюки из МГИМО и прочих идеологических
отделов... А дегенераты из "Партийной зоны" лет через двадцать могут
запросто оказаться лагерными надсмотрщиками, палачами или председателями
"троек". И это не будет предательством, ибо уже сегодня они танцуют на
костях монахинь. Вот житуха! Сподобил меня Господь всё это наблюдать".
Сергей Шерстюк вырос не просто, как говаривали в прежние советские
времена, в "приличной семье". Отец — генерал, хорошая квартира на
Тверской, золотая юность обеспеченного хипстера, увлечение эзотерикой и
абстракционизмом, учеба на престижнейшем искусствоведческом отделении
истфака МГУ — это страницы видимой, "внешней" биографии. Дневники же
Шерстюка приоткрывают его путь внутреннего, духовного делания. Как далекий
от всякой политики, вполне богемный молодой художник превращается в
русского националиста и монархиста? "Человек бывает монархистом не для
того, чтобы прозревать или даже видеть всё как есть, а чтобы служить. Но
вдруг случается, что кто-то прозревает именно до монархизма. И то хорошо.
...Достоевского вдруг вспомнил. Ему помог острог, а мне было достаточно
стать хиппи. Вчера стал хиппи, а назавтра уже монархист".
Один из близких друзей Шерстюка и Майоровой так отозвался об этой
паре: "Люди чести в наступившие времена безчестия". Сильное и точное
определение. Будучи человеком чести, Сергей Шерстюк спустя 76 лет после
февраля 1917 г. считал себя (как продолжателя Белого дела) повинным в
клятвопреступлении перед последним русским государем. "Я не люблю
большевиков, никогда не прощу их ритуальные убийства и ритуальное
надругательство над православием, но, победи вдруг белые, я знаю,
невзорванные храмы постигло бы запустение. В них производили бы
кока-колу... По воскресеньям мы ходили бы в игрушечные церкви, вымаливая у
Бога прибыль. Религия стала бы ритуалом чисто накопительским, а храм —
продолжением компьютера. ...Я очень люблю русских офицеров, юнкеров и
солдат, не убоявшихся поднять оружие против змия, но они не Белое дело,
они — русские. Белое дело — это все та же идея индустриальной цивилизации.
И мы повинны не в поражении, а в клятвопреступлении. Многие офицеры не
поняли, что вели их в бои клятвопреступники. Алексеев, Корнилов, Колчак,
Деникин, Врангель — люди, без которых невозможна Февральская революция,
невозможно было бы отречение нашего царя, они клятвопреступники. Это они
завели машину, которая спустя 76 лет расстреляла "Белый дом". Собственно
расстреляла свое "Белое дело".
В посткоммунистической России, в мутном и смрадном болоте, именуемом
"эрэфией", Шерстюк не признал своего Отечества, не признал страны, в
которой ему хотелось бы жить. "Гадость и пир жлобов",— записал Шерстюк о
современной России. В этом он вполне созвучен с одним из своих любимейших
авторов, Константином Леонтьевым, писавшим за век до Шерстюка: "Я не
понимаю французов, которые умеют любить всякую Францию и всякой служить… Я
желаю, чтобы отчизна достойна была моего уважения и Россию всякую
(например, такую, в которой Градовский и Стасюлевич ограничивали бы власть
министров) я могу разве по принуждению выносить..." Шерстюк не испытывал
особой ностальгии и по канувшей Совдепии, благо холщовые, опухшие от водки
коммунистические рыла никуда не делись, а просто, выйдя из КПСС, грамотно
перераспределились по всему российскому политическому спектру. Как вся
русская литература вышла из гоголевской "Шинели", так и весь нынешний
политический бомонд, от президента до префекта, вырос из непереваренных
позднесоветских комплексов.
Ностальгия Шерстюка — это тоска по Русской Империи, она была его
Раем, безвозвратно утраченным в феврале 1917 года. Слабый и искаженный
свет той великой Белой империи отражался (пусть и весьма карикатурно) и на
увядавшем Красном Совдепе. Конечно, современному человеку и фальшивый
блеск стекляруса может напомнить о сиянии алмаза. Сам Шерстюк эту разницу
прекрасно понимал: он однажды заметил, что русский блаженный и советский
сумасшедший не имеют к друг другу никакого отношения.
"Это ж каким надо быть дураком, чтоб, убив Николая II, решить, что
власть у него отнял! Это он тебе ад на земле построил, а ты что думал,
дурак? ...вечный ад на куске фанеры, вырезанной в форме России и
приклеенной к преисподней. А Россию Николай II с собой на небо забрал...
Хотя, кажется, кто-то с небесной России уже прилетел... Идешь по фанерной
России и вдруг — бац! — ручей, дуб, пшеница, солнце — ну как на небе!
Господи, спаси Россию..."
19 марта 1994 года, размышляя о судьбе Русской Империи, Сергей
Шерстюк делает в дневнике одну из самых поразительных и провидческих
записей, полную эсхатологического понимания действительности: "Без
Российской Империи — или СССР, или русский фашизм. Теперь уж, извините.
Тут даже ни ума, ни мудрости не надо, чтобы такое понимать. ...Русский
фашизм будет материализацией русского настроения — а это покруче, чем две
тысячи лет денежки считать. Потому что все денежки могут оказаться
недействительными. Их ведь русский фашизм может и отменить вкупе с
бриллиантами и бранзулетками. Тут человечество не цивилизацию, которая и
так обосралась, потерять может, а вообще человеческую историю".
А дальше что? Мiр кончится. Вновь будет обретен утраченный Райский
Сад, о котором тосковал Шерстюк. Снизойдет с неба великий Град, Святый
Небесный Иерусалим. "Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не
будет. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи,
а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни"; (Апок., 21; 25, 27).
Сергей Шерстюк и Елена Майорова похоронены на Троекуровском кладбище.
Отпевали их в церкви Большого Вознесения на Никитской, где венчался
Пушкин...
Царствие им Небесное. Горняя Тверская. Горнее Замоскворечье. Горний
Иерусалим.
Путь каждого христианина к обретению Рая обязательно лежит через
Голгофу.
|
|
чтобы вернуться закройте это окно
|
|