Главная страница Книга отзывов Ссылки на сайты близкой тематики Обо мне e-mail

Вертинский Александр Николаевич (1889-1957)

Александр Вертинский
     Артист, поэт. Его песни и сейчас остаются популярными. Издаются компакт-диски, современные исполнители включают его песни в свой репертуар. Актёром Сергеем Федотовым поставлен моноспектакль "Жёлтое танго", рассказывающий о творчестве и судьбе Александра Вертинского. Необычная, я бы сказал, экзотическая манера исполнения Вертинского, его голос, и то как проникновенно он "рассказывает" свои драматические песни-истории, вызывает у меня ощущение, что я оказался в начале прошлого века с его богемой, гламурными салонами, томными дамами в пышных нарядах, кокаином... Революцией... Если говорить о А. Вертинском как о киноактёре, то сразу же вспоминается фильм "Анна на Шее", где он великолепен в роли престарелого князя...
      Скончался А.Н. Вертинский 21 мая 1957 г. Похоронен в г. Москве, на Новодевичьем кладбище (5 уч. 5 ряд), рядом с ним похоронена жена - актриса и художница Лидия Вертинская.
Д.     
фото Д. вар. 2015 г.


Избранные стихи Александра Вертинского



          ЛИЛОВЫЙ НЕГР 

                    Вере Холодной 

Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайчонок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.

В последний раз я видел Вас так близко.
В пролеты улиц Вас умчал авто.
Мне снилось, что теперь в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подает манто.

                              1916


          ВАШИ ПАЛЬЦЫ 

        Королеве экрана — Вере Холодной 

Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.

И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в дальний край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.

Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон,
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.

Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.

                      1916



              КОКАИНЕТКА 

Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы...

Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная
И я знаю, что, крикнув, Вы можете спрыгнуть с ума.
И когда Вы умрете на этой скамейке, кошмарная,
Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма...

Так не плачьте ж, не стоит, моя одинокая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы.
Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой
И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы.

                                   1916



           ПАНИХИДА ХРУСТАЛЬНАЯ 

Вспоминайте, мой друг, это кладбище дальнее,
Где душе Вашей бально-больной
Вы найдете когда-нибудь место нейтральное
И последний астральный покой.

Там поют соловьи панихиды хрустальные,
Там в пасхальную ночь у берез
Под церковного звона аккорды финальные
Тихо сходит к усопшим Христос.

Там в любовь расцвела наша встреча печальная
Обручальной молитвой сердец,
Там звучала торжественно клятва прощальная
И нелепый печальный конец.

И когда догорят Ваши свечи венчальные,
Погребальные свечи мои,
Отпоют надо мной панихиды хрустальные
Беспечальной весной соловьи.

                              1916



              АЛЛИЛУЙЯ 

Ах, вчера умерла моя девочка бедная.
Моя кукла балетная в рваном трико.
В керосиновом солнце закружилась победная,
Точно бабочка бледная, так смешно и легко.

Девятнадцать попов с куплетистами
Отпевали невесту мою.
В куполах солнца луч расцветал аметистами.
Я не плачу, ты видишь? Я тоже пою.

Я крещу твою ножку упрямую,
Я крещу твой атласный башмак,
И тебя, мою выдумку странную,
Я целую вот так, вот так.

И за гипсовой маской, спокойной и строгою,
Буду прятать тоску о твоем фуэте,
О полете шифоновом и многое, многое,
Что не знает никто, даже «братья Пате».

Успокой меня, Господи, скомороха смешного,
Хоть в аду успокой, только дай мне забыть, что болит.
Высоко в куполах трепетало последнее слово:
«Аллилуйя» — лиловая песня смертельных молитв.
1916-1917




           ТО, ЧТО Я ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ 

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам — под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать.

И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!

                               1917 



                БАЛ ГОСПОДЕНЬ 

В пыльный маленький город, где Вы жили ребенком,
Из Парижа весной к Вам пришел туалет.
В этом платье печальном Вы казались орленком,
Бледным маленьким герцогом сказочных лет.

В этом городе сонном Вы вечно мечтали
О балах, о пажах, вереницах карет,
И о том, как ночами в горящем Версале
С мертвым принцем танцуете Вы менуэт...

В этом городе сонном балов не бывало,
Даже не было просто приличных карет.
Шли года. Вы поблекли и платье увяло,
Ваше дивное платье «мезон ла-валетт».

Но однажды сбылися мечты сумасшедшие,
Платье было надето, фиалки цвели,
И какие-то люди, за Вами пришедшие,
В катафалке по городу Вас повезли.

На слепых лошадях колыхались плюмажики,
Старый попик любезно кадилом махал...
Так весной в бутафорском смешном экипажике
Вы поехали к Богу на бал.

                               1917  



         ВСЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ 

Это все, что от Вас осталось.
Ни обид, ни смешных угроз.
Только сердце немного сжалось,
Только в сердце немного слез.

Все окончилось так нормально,
Так цинично жесток конец,
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.

Вот в субботу куплю собак,
Буду петь по ночам псалом,
Закажу себе туфли и фрак,
Ничего, как-нибудь проживем!

Мне бы только забыть немножко,
Мне бы только на год уснуть,
Может быть, и в мое окошко
Глянет солнце когда-нибудь.

Пусть уходит, подай ей, Боже,
А не то я тебе подам
Мою душу, распятую тоже
На Голгофе помойных ям.

                           1918  



           ***

Мадам, уже падают листья
На солнечном пляже в июне 
В своих голубых пижама 
Девчонка — звезда и шалунья — 
Она меня сводит с ума.

Под синий berceuse океана 
На желто-лимонном песке 
Настойчиво, нежно и рьяно 
Я ей напеваю в тоске:

«Мадам, уже песни пропеты! 
Мне нечего больше сказать! 
В такое волшебное лето 
Не надо так долго терзать!

Я жду Вас, как сна голубого! 
Я гибну в любовном огне! 
Когда же Вы скажете слово, 
Когда Вы придете ко мне?»

И, взглядом играя лукаво, 
Роняет она на ходу: 
«Вас слишком испортила слава. 
А впрочем... Вы ждите... приду!..»

Потом опустели террасы, 
И с пляжа кабинки свезли. 
И даже рыбачьи баркасы 
В далекое море ушли.

А птицы так грустно и нежно 
Прощались со мной на заре. 
И вот уж совсем безнадежно 
Я ей говорил в октябре:

«Мадам, уже падают листья, 
И осень в смертельном бреду! 
Уже виноградные кисти 
Желтеют в забытом саду!

Я жду Вас, как сна голубого! 
Я гибну в осеннем огне! 
Когда же Вы скажете слово? 
Когда Вы придете ко мне?!»

И, взгляд опуская устало, 
Шепнула она, как в бреду: 
«Я Вас слишком долго желала. 
Я к Вам... никогда не приду».

                            1930



       ТАНГО «МАГНОЛИЯ»

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, 
Когда поет и плачет океан 
И гонит в ослепительной лазури 
Птиц дальний караван,

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, 
Когда у Вас на сердце тишина, 
Вы, брови темно-синие нахмурив, 
Тоскуете одна...

И, нежно вспоминая
Иное небо мая,
Слова мои, и ласки, и меня,
Вы плачете, Иветта,
Что наша песня спета,
А сердце не согрето без любви огня.
И, сладко замирая от криков попугая,
Как дикая магнолия в цвету,
Вы плачете, Иветта,
Что песня недопета,
Что это
Лето
Где-то
Унеслось в мечту!

В банановом и лунном Сингапуре, в бури, 
Когда под ветром ломится банан, 
Вы грезите всю ночь на желтой шкуре 
Под вопли обезьян.

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, 
Запястьями и кольцами звеня, 
Магнолия тропической лазури, 
Вы любите меня.

                             1931 

               ***

Я всегда был за тех, кому горше и хуже, 
Я всегда был для тех, кому жить тяжело. 
А искусство мое, как мороз, даже лужи 
Превращало порой в голубое стекло.

Я любил и люблю этот бренный и тленный. 
Равнодушный, уже остывающий мир, 
И сады голубые кудрявой вселенной, 
И в высоких надзвездиях синий эфир.

Трубочист, перепачканный черною сажей. 
Землекоп, из горы добывающий мел. 
Жил я странною жизнью моих персонажей, 
Только собственной жизнью пожить не успел.

И, меняя легко свои роли и гримы. 
Растворяясь в печали и жизни чужой, 
Я свою - проиграл, но зато Серафимы 
В смертный час прилетят за моею душой!

                                1952 

Иные Лики
       Если вы не видите списка знаменитостей